Фестиваль авторской песни "Город зажигает огни"

памяти Н.Хнаева

25-й юбилейный...

 отзывы о нашем фестивале

 

 

  Диана Коденко(г. Москва)                                                

gallery/16216_original
gallery/bezyimyannyiy1
gallery/27468423.mb43lzxgxe.w665
gallery/x_00da5e83
gallery/62
gallery/vihlyaev

Сразу после конкурсного концерта начался концерт гостей. Это еще 2 часа. Затем - блок песен Николая Хнаева в исполнении краснодарцев. И только потом (примерно в 22-30) состоялась «чайхана». Об этом стоит рассказать особо.

       Да, мы «чайхану» на своих фестивалях не проводим (не хватает времени), но на крупных фестивалях «чайхана» - обычное мероприятие. Для непосвященных скажу, что обычно это концерт юмористической бардовской песни, объединенный единой темой сценария, написанного, как правило, тут же, на фестивале. Авторы сценария «чайханы» являются и ведущими концерта.

       Как это обычно происходит на практике? Из числа гостей (мэтров жанра) организаторами выбираются добровольцы, которые соглашаются составить концерт «чайханы». Иногда под «чайхану» приглашаются специальные гости из других городов, то есть опытные «чайханщики». В таких случаях сценарии могут быть набросаны и в домашней заготовке. Затем ведущие «чайханы» выискивают смешные песни среди тех исполнителей, кто прибыл на данный фестиваль, и составляют концерт, объединяя номера какой-нибудь сквозной идеей.

       «Чайхана» в Краснодаре разительно отличалась от принятого шаблона. Было предложено провести ее в форме КВНа, так как со своими домашними заготовками приехали клубы авторской песни из Приморско-Ахтарска и Армавира, и оба коллектива рвались на сцену, причем Приморско-Ахтарский клуб объдинился в одной команде с клубом АП города Анапа. Руководитель сочинской делегации Женя Лихачев, прознав о такой форме, уговорил своих клубовцев выступить экспромтом. Таким образом, получилось три команды КВН. Сражение было по всем правилам: приветствие, разминка, домашнее задание и музыкальный конкурс. На самом деле, все конкурсы, кроме разминки, были музыкальными. Жюри избрали тут же. Не помню, кто победил, да это и не важно. Мы получили удовольствие не только от смешных песен и сценок, но и нестандартной формы.

       Третий день - воскресенье - был заключительным. В 11 часов в том же концертном (малом) зале Кубанского казачьего хора состоялся гала-концерт, где и я спел одну песенку. Всё прошло без сучка и задоринки, зрителей - полный зал. Затем были расставания, поцелуи, отъезды. Мы остались на вечер, поскольку наш самолет в Симферополь летел только на следующий день. Ночевали в хлебосольном доме Мокроусовых, куда «подтянулись» к вечерней трапезе наши севастопольцы, Юрий и Ирина Яновские из Буденновска, а позднее присоединился и Сережа Котлов. Очень душевно посидели. 

 

 В заключение хочу сказать огромное спасибо всем организаторам фестиваля - проведение мероприятия было на высочайшем уровне. Я даже немного позавидовал, насколько слаженно и дружно работал коллектив - у нас так получается далеко не всегда.

       Что касается отличий от крымских фестивалей, то могу еще раз вкратце перечислить:

- фестиваль в Краснодаре «делает» команда, а не один человек;
- наличие конкурса, то есть состязательности (против чего я всегда выступаю) не испортило душевности атмосферы и интереса зрителей к незнакомым исполнителям;
- проживание иногородних участников бесплатное;
- участие в фестивале клубов авторской песни из разных городов;
- обилие молодежи среди участников - более половины всех побывавших на сцене;
- обязательное 15-минутное выступление гостей фестиваля на отдельной площадке;
- «чайхана» в форме КВНа между клубами АП.

       Дорогие наши краснодарцы! Спасибо вам пребольшущее! Вы - молодцы! Для нас это был яркий праздник сердечного света и образец для подражания. Так держать!

 До новой встречи!

       Первое, что утром бросилось в глаза, когда я вышел в фойе, где была регистрация участников, это количество приехавших людей. Народу было столько, что приходилось протискиваться между людьми! В общем гомоне слышались названия городов Приморско-Ахтарск, Майкоп, Армавир, Ставрополь, Новочеркасск, Сочи, Кореновск, Прохладный, Пятигорск, Анапа. Люди приехали целыми клубами! Это также сильно отличает фестиваль в Краснодаре от любого крымского феста. Думаю, что относительная близость населенных пунктов (не более 3 часов на машине или автобусе) друг от друга и обеспечивают массовость действа. Как потом оказалось, люди приехали не только с песнями, но с целыми спектаклями, с костюмами, плакатами и прочей атрибутикой сценического выступления.

  Пятое отличие: одновременно с прослушиванием на мастерских на третьем этаже проходил концерт гостей и членов жюри. В зале установили аппаратуру, каждому выступающему выделили по 15 минут. Я тоже спел несколько песенок. Зрителей, правда, было немного. У нас такой «свободный микрофон» не практикуется.

       Помню, как Сережа Котлов (чудный автор и мастер аккомпанемента) на прошлой «Зимней Ялте» посетовал, что достойные иногородние барды в Ялте не имеют возможности показать свое творчество на сцене. То есть по 1-2 песням в общем концерте зрители не могут оценить многогранность выступающего, которого они видят впервые. Это справедливый упрек, и это замечание, безусловно, учту в будущем, но я в данном случае вообще был ни при чем. Единоличный организатор «Зимней Ялты» - Игорь Вульфиус, и мне даже не разрешили ему помогать. А претензии почему-то приходится выслушивать мне! Абыдно, да?

       В 15-00 (как всегда, с сильным опозданием) начался конкурсный концерт. Для тех, кто не в теме, объясняю, что конкурсный концерт - это своего рода последний тур конкурса после всех отборов и прослушиваний. До этого момента члены жюри слышали только тех конкурсантов, которые пришли к ним на мастерскую. Теперь же жюри в полном составе оценивало всех участников, прошедших по всем трем мастерским предварительное прослушивание. Общий список насчитывал 29 выступающих (хотя предполагалось 27) с одной песней или стихотворением.

 Вы только посмотрите ! Сколько молодежи! И после этого разве можно говорить, что жанр авторской песни умирает? Я был просто сражен количеством молодых исполнителей. И это еще одно отличие от наших фестивалей, где на сцене и в зрительном зале - люди от 50 и старше.

       Очень порадовали клубы из Сочи, Армавира, Примоско-Ахтарска, Анапы дружной поддержкой своих молодых исполнителей. Особенно хочу с благодарностью отметить Евгения Лихачева из Сочи, взявшего на себя всю художественную часть клубного выступления. Он и сам человек недюжинного таланта, и организатор превосходный.

  По результатам конкурсного концерта жюри определило победителей. В номинации «Автор» лауреатом стал наш севастополец Антон Блинков, в номинации «Исполнитель» - крымчанка Светлана Яворская. В числе лауреатов также Арина Исаева-Годунова из Сочи и ансамбль «Глинтвейн» из Краснодара. Дипломанты - ансамбль «Визит» (Кореновск), Игорь Шкрабатовский (Сочи), Татьяна Санкина (Пятигорск), Анна Прошкина (Краснодар), Ирина Мясникова (Новочеркасск). Специальный приз достался юному исполнителю песен Высоцкого Андрею Саленко из Сочи.

 

       Вечером после первого концерта мы отправились на поселение в общежитие учебного комбината «Газпром трансгаз Краснодар» в поселке Яблоновский. Всего из Крыма нас было 8 человек, хотя мы все добирались до Краснодара по отдельности: Володя Сиволобов и Антон Блинков из Севастополя (с женами), Света Яворская и Миша Митько из Симферополя, и мы с Ютой из Ялты.

  Хозяйкой по размещению оказалась Таня Зезюлина - человек удивительной доброты и внимания ко всем иногородним участникам. Здесь отмечу третье важное отличие от нашего ялтинского фестиваля - проживание приезжих участников было бесплатным! Для нас такая щедрость - недостижимое явление. Наверное, в Ялте это в принципе невозможно, во всяком случае, при том количестве денег, которое мы можем позволить себе потратить на организацию нашего фестиваля.

       Расселились по комнатам. Импровизированный ужин, чем Бог послал. Затем, как и у нас, - песни и знакомства. Нам объявили, что на третьем этаже нашего общежития есть концертный зал, где люди будут петь. Мы с Ютой туда и отправились. Просидели там до часу ночи, поэтому то, что делалось в комнатах, не видели. Я не пел, мне было интересно послушать. Уровень пестрый, от откровенно слабого до сильного. Гитара передавалась по кругу, вернее, каждый приходил со своим инструментом. Фотографии не делал - темно для моего фотоаппарата.

       Наутро всё и началось. Творческие мастерские по графику должны были начаться в 10 часов. Таких мастерских было 3, каждой из них дано задание отобрать по 9 участников, чтобы в конкурсном концерте было 27 участников. Для мастерских выделили три учебных класса, и конкурсанты представляли по две песни, указывая номинацию, в которой они хотят участвовать. Всего номинаций было 6 - «Автор», «Композитор», «Исполнитель», «Поэт», «Ансамбль», «Дуэт».

       К сожалению, на сайте не принято размещать постфестивальные репортажи, но мы по наивности ждали отчета самих организаторов, а потому и задержались со своим репортажем. Такая же история с фотографиями: я снимал мало, видя, что вокруг производится непрерывная фото- и видеосъемка, и надеялся, что кто-то опубликует фотоматериал, которым и я смогу воспользоваться. Увы. Приходится обходиться тем, что есть.

       Фестиваль получил название «Город зажигает огни» по строчке из песни Николая Хнаева, недавно ушедшего из жизни. Н.Н.Хнаев - один из начинателей и организаторов краснодарского клуба авторской песни «Посредник», организатор турслетов и спортивных состязаний. Забегая вперед, отмечу, что люди на удивление много знают его песен, поют их и в одиночку, и хором, и ансамблями. Порадовало и то, что дочь Николая, Анастасия, в дуэте с Сергеем Быковским выступала в концертах с его песнями.

 Организаторы фестиваля «Город зажигает огни» - это целая команда в составе Михаила Чигряева, Светланы Чигряевой, Романа Абрамцова, Татьяны Зезюлиной. Мы заметили, что им активно помогали Владимир и Галина Мокроусовы, Сергей Котлов, Сергей Быковский. Вероятно, были и другие люди, которых мы не знаем. Это первое отличие от нашей «Осенней Ялты», где вся забота лежит на нас с Ютой («Зимняя Ялта» памяти Артура Григоряна тоже организуется одним человеком - Игорем Вульфиусом, но у него есть незримые помощники).

       Второе существенное отличие - это наличие конкурса со всеми вытекающими последствиями, то есть жюри, творческими мастерскими, наградами, номинациями, дипломантами и лауреатами, а также волнениями и нервозностью участников. Председателем жюри в этом году (как мы поняли, уже много лет) был Виктор Попов из Москвы, члены жюри - Алексей Бурцев (Новочеркасск), Джавид Имамвердиев (Баку), Анатолий Задорожнюк (Краснодар), Алексей Черемисов (Москва), Евгений Муравьев (Краснодар). Ожидался приезд Юрия Лореса, но что-то не сложилось.

 Прилетели мы на самолете из Симферополя за 3 часа до начала открытия фестиваля. По дороге из Краснодарского аэропорта в концертный зал мы немного заблудились, но, благодаря этому, смогли оценить красоту и грандиозные масштабы столицы края. Подивились чистоте улиц и отреставрированным фасадам старых зданий. В троллейбусе были поражены тем, что между остановками диктор рассказывает об истории того места, которое мы в данный момент проезжаем. У нас в Крыму такие вещи нужны особенно, ведь туристы кроме моря ничего не знают. Но, видимо, мы еще не доросли до такого уровня, да и троллейбусы у нас пока не ходят из-за отсутствия света.

       В конце концов, с помощью телефона и поговорки «язык до Киева доведет», добрались. Кроме супружеской четы Гали и Володи Мокроусовых и Сережи Котлова, приезжавших ранее на наши крымские фестивали, мы никого здесь не знали. И это было главной причиной поездки: новые люди, новые песни, новые впечатления!

       Сначала немного расскажем о фестивале, хотя бы в той мере, в какой мы что-то поняли. В этом году фестиваль проводился 25-й раз, а потому считался юбилейным. Честно говоря, мы этого заранее не знали, и ехали просто посмотреть на авторскую песню юга России, поскольку в Интернете прочитали о том, что фестивалей на юге много, и посещаемость их авторами из разных близлежащих городов и поселков весьма высокая. У бардовского движения этого региона есть свой сайт, где своевременно можно узнать о предстоящих мероприятиях - а их, честное слово, немало. Там же можно найти информацию об авторах и исполнителях, есть скромная фотогалерея. otklik-creativ.ru/zam

 Так случилось, что мы с Ютой последние 10 лет не выезжали на фестивали на территорию России. Последняя поездка была в 2005 году в подмосковный   Серпухов на «Второй канал». Все наши выезды ограничивались украинскими фестивалями. И вот снова мы оказались на фестивале в России, - на этот раз в   Краснодаре. Сразу скажу: впечатление потрясающее. Мы сами проводим фестиваль «Осенняя Ялта» бессменно с 2004 года, и, как организаторы аналогичного   мероприятия, можем сравнить и дать оценку. Думаем, что это будет интересно и другим нашим крымским организаторам.

    Итак, город Краснодар нас встретил пасмурной, но теплой погодой. Первый концерт гостей фестиваля по замыслу организаторов должен был происходить в   концертном зале Кубанского казачьего хора по адресу улица Красная, 5. Это самый центр Краснодара. Рядом с концертным залом - старинное здание   Пушкинской библиотеки, помпезный памятник Екатерине II, православный собор Александра Невского, здание Законодательного собрания Краснодарского края.

Фестиваль авторской песни «Город зажигает огни» в Краснодаре 25-27 марта 2016 г. К. Вихляев ( г.Ялта)

Когда наш дорогой Коля Хнаев писал песню про полярный круг и зажигающий огни                        город, он наверняка не подозревал, что она охватит гораздо большее пространство,                      чем то, о котором поётся. Так и вышло. Песня стала не просто гимном фестиваля,                           но и позывным для тех, кто здесь был, и даже для тех, кто просто слышал о                                   фестивале. Не зря Полярный круг является неким символом: люди там живут                                 сплочённо в силу сложных погодных условий. Они всегда готовы защитить друг                               друга от стихии, прийти на помощь в трудный момент, выручить друга или                                       малознакомого человека. Не правда ли, похоже на наш тесный, но такой тёплый                           бардовский круг? Не мы ли берёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке?                         Не мы ли идём по свету, не нам ли, вроде, немного надо? Мы. Мы так же                                       объединяемся перед ликом беды или радости. Мы уже давно не просто знакомые. 

 Песня нас роднит и спасает. Зовёт к себе и питает радостью в самые горькие моменты.

 Она уже – не дело нашей   жизни. Она – сама жизнь. Юрий Лорес.

  

Юрий Лорес ( г. Москва)     

Каждое дерево имеет корни. Любая жизнь и любое творчество откуда-нибудь да                происходит. Лично я происхожу из Краснодара. Гораздо раньше моего первого                  слёта в Горячем ключе я сделала в этом городе первые шаги, сказала первые                    слова и даже читать научилась здесь. Мне не случилось здесь жить подолгу, но                каждый фестиваль, на который я приезжала, оставлял во мне такой след, что                    точно могу  сказать: писать и петь я тоже научилась здесь, среди вас, мои                          любимые. Не хочу писать громких слов и делать громких выводов: я просто очень              соскучилась по городу и по фестивалю. Завидую каждому из вас, приехавшему                  сюда за песней, общением и теплом, которое будет согревать каждого ещё долгие             месяцы...Елена Гурфинкель     

  Елена Гурфинкель ( Москва) 

Так вот, я хочу пожелать вам, людям, из которых состоит этот фестиваль, абсолютного слуха                по отношению к себе и друг к другу. Ведь, в конце концов, песня – это только средство                            поиска своих среди чужих. Но от того, насколько честно и точно сказаны  слова, зависит                        итог: распознавание и узнавание тех, без кого потом наша жизнь уже немыслима.

Будьте чуткими, держите открытыми двери и сердце. Обнимаю вас, Женя Ланцберг.     

  Евгения Ланцберг ( Москва)

Так бывает: раздается в в твоем доме звонок, и голос незнакомого еще человека                    приглашает тебя на фестиваль.... ориентируешься только по интонациям, оборотам речи      и чувству юмора звонившего. Интуиция подсказывает -там свои, лети... "Свои" - это                ключевое слово в нашем деле. Сегодня, замечательных, талантливых авторов,                        исполнителей и поэтов краснодарского клуба, своих давних друзей, поздравляю с                  Юбилеем  Альма Матер! Пусть хватит у вас добра и света говорить, петь о всем том              хорошем, что есть на земле! Пусть дороги будут песенными, полными интересных                  встреч!  И в этой творческой череде надеюсь видеться с вами хоть иногда!

                                                  Привет Краснодару!!   

    РАИСА НУР (Москва)   

Когда-то, весной далекого 1997 года, я написала в дневнике: «Еще целых две недели до  ГЗО. Как только весна начинается – все, пора-пора, потому что город уже зажег огни, и они манят тебя издалека, притягивают с такой силой, что противостоять этому  притяжению почти невозможно. Наверное, это главный фестиваль моей жизни.                        Самый родной – так уж точно». С тех пор прошло почти двадцать лет. Это какое-то  несусветное и дикое число, лучше о нем не думать. Задумаемся о другом. О том, что, как  бы ни менялась жизнь вокруг нас, что бы ни происходило в нашем безумном мире, какие бы противоречия ни разделяли порой и поющих, и слушающих, - ГЗО остается той константой, той точкой опоры,  которая позволяет удержаться вместе. О том, что есть люди, год за годом делающие это маленькое чудо. О том, что откуда-то сверху смотрит Коля Хнаев, автор песни, давшей название фестивалю, и улыбается. О том, что для кого-то «Город зажигает огни» по-прежнему главный фестиваль, самый родной – так уж точно. С юбилеем, ГЗО! Будь, звучи, свети - маяком, путеводной звездой, бессменным ориентиром. Ты теперь, конечно, совсем другой, мы давно не виделись. Но я надеюсь, что мы еще увидимся – и узнаем друг друга заново. Так что – до встречи!